Одиннадцать уроков жизни от графа Монте-Кристо
Некогда посмотрел фильм из четырех частей «Граф Монте-Кристо» по роману Дюма, который я, как и многие, читал летом, еще обучаясь в средних классах. Тогда книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Как и любое великое произведение, оно многослойно и открывается с возрастом.
«Граф Монте-Кристо» сразу захватывает чувством дикой несправедливости по отношению к молодому герою. Бравый моряк заключается под стражу прямо во время своего венчания при гостях и старике-отце. Его бросают за решетку в мрачный замок за ложное анонимное обвинение. Там он встречает аббата Фарриа, который открывает ему путь к побегу и раскрывает тайну сокровищ с острова Монте-Кристо. Именно аббат подарил Дантесу все необходимые знания, но он же и омрачил его сердце, открыв глаза на предательство. Тогда юный моряк клянется отомстить людям, которые отняли у него счастье, посадив на 18 долгих лет. После смерти аббата Эдмон подменяет тело, и его выкидывают в открытое море. Он еле умудряется спастись и попадает на судно к контрабандистам. Так заканчивается жизнь Эдмона Дантеса. Начинается жизнь утонченного и яростного мстителя графа Монте-Кристо.
Картина «Несправедливая Жертва – Негодяи» – понятна.
Теперь давайте представим себя в роли молодого Эдмонда и постараемся разобрать уроки жизни, которые она ему преподнесла. И главное – почему жизнь их преподнесла? Почему молодой, бравый, храбрый и искренний Эдмонд удостоился того, что с ним произошло?
Первый тезис. Это с ним произошло. Значит, он этого достоин
Второй тезис. Столкновение с неожиданностью – признак неадекватности картины мира
Это из Владимира Тарасова. Действительно, герой при задержании у прокурора не раз повторяет: «Я моряк, я ничего не знаю о том, что происходит в Париже, я не при чем, я вне политического контекста». Напомню уважаемому читателю, что Эдмонд был моряком на корабле. Умирая, капитан корабля попросил Эдмонда забрать письмо с острова святой Елены, где отбывал срок свергнутый Император Наполеон, и передать это письмо по нужному адресу. Последняя просьба умирающего – это святое, поэтому герой кажется жертвой обстоятельств.
Теперь давайте разберемся. Можно ли играть в политическую игру такого уровня и ничего не знать о ней? Не безответственность ли это? Удобно ничего не знать и не понимать. Да, герой ничего не понимал в политике и не имел в ней интереса. Но! Знал ли он, что на острове Святой Елены, Наполеон? Да. Знал ли он, что правительство и политические силы настороженно относятся к свергнутым императорам? Да. Для этого не надо быть политологом. Знал ли он, что письмо, переданное с острова, скорее всего, будет связано со свергнутым императором? Полагаю, что мог догадаться. Знал ли он, что письмо, которое он передаст, будет связано с попыткой императора подготовить почву для возвращения, вернуться, свергнуть режим, лишить жизни представителей текущей власти, а их семьи ресурсов? Мог предположить, что такая вероятность есть. Знал ли он, что люди, которым он будет передавать письмо, связаны с этим возвращением и захотят устранить того, кто знает их адрес и видел в лицо? Чувствовал. Но спрятал где-то очень глубоко.
Тезис три. Если что-то плохое имеет высокую вероятность случиться, оно случится
Простыми тезисами мы простроили, что он мог предположить такое развитие событий, но не захотел. Вопрос: «Почему»? Потому что не хотел оставить последнюю просьбу капитана не выполенной. Потому что хотел проявить благородство. Потому что не хотел выглядеть плохим и недостойным человеком в своих же собственных глазах. Потому не смог отказать в просьбе. Действовал от слабости. Чтобы не слышать сигналов, предпочел стать беспечным. Я хороший, люди вокруг хорошие. Франция, честь, благородство. Нет, слабость и беспечность. За что поплатился он и его близкие. Он предпочел притвориться, что ничего не понимает. Но плохое, которое должно случиться, случилось. На него написали анонимный донос. Не будем вдаваться в мотивы преступников, они низкие. Но они использовали возможность для удара, которую он сам открыл.
И когда Эдмонда задержали прямо на его венчании, письмо было при нем. Письмо с острова свергнутого императора, с которым он беспечно разгуливал, как с письмом из булочной! Конечно, когда прокурор увидел, что письмо дискредитирует его собственного отца-бонапартиста, он сжег улику и велел без суда заключить Эдмонда в темницу на острове Иф, где тот должен был сгинуть.
Тезис четыре. Жизнь никогда не посылает тех проблем, которые мы не в состоянии решить
Ситуация должна была сделать его взрослым и ответственным, а не беспечным юношей. Хочешь быть беспечным – не проблема. Тогда не играй в игры, где надо быть ответственным.
Жизнь посылает ему аббата через 18 лет. Это много. Почему так много? Потому что Эдмонд за все это время так и не взял ответственность на себя. Поэтому так много. Затем, когда он смирился со смертью, точнее, просил у бога о смерти, жизнь посылает ему возможность избавления. Эдмонд меняется телами с умершим аббатом, его выбрасывают в воду, он выплывает.
Далее Эдмонд опять играет с огнем. Он ведь знает, что его будут разыскивать. И он несколько раз непростительно рискует. Идет в дом своего отца, где его будут искать. Его спасает случайность. Старушка, которая по-доброму относилась к его отцу. Затем он устраивается на судно и просит, чтобы его высадили на острове Монте-Кристо.
Тезис пять. Умей отличать тех, кому можно доверять, от тех, кому доверять нельзя
Он знает, что он на контрабандном судне. Капитан быстро понимает, что это беглец. И решает его сдать. Эдмонд сам вскрывает то, что он сбежал и едет на остров. Зачем? Можно представить, что за сокровищами. Его опять спасает случайность. Доброе отношение великолепного, но беглого повара с судна, который решает его предупредить о предательстве.
Кстати, он потом еще долго не доверяет этому повару, который становится его правой рукой. Зато легко доверяется контрабандисту, полагая, что тот ничего не сделает. Еще один показатель неадекватности картины мира.
Тезис шесть. Мастер стремится к свету
К счастью, повар был мастером своего дела. Это был повар, который готовил с любовью. Значит, в его сердце жила любовь. Тот, в чьем сердце была любовь, кто познал ее, теперь всегда в душе стремится к любви и к свету. Жизненная ситуация, в которую попал повар, который скорее всего что-то украл в доме у хозяина, создала в его душе дисбаланс между мастерством и любовью. Он считал себя хорошим человеком. То есть у него было стремление к искуплению.
Искупление – это сверхпоступок на пути света и добра. Поэтому сбежать с контрабандного судна, взять лодку и предупредить Эдмонда было именно таким сверхдействием добра, которое было необходимо.
Эдмонд тоже был мастером. В чем-то своем. Он тоже считал себя хорошим. Пусть он и посвящает развитие своих навыков мести. Об этом стоит поговорить отдельно. Нужна ли была месть.
Тезис семь. Жизнь либо учит, либо мочит
У жизни есть три режима по отношению к нам. Сначала она учит, намекает. Если мы не слышим, она лечит, шлет более явные сигналы через события и людей, проблемы. Если мы не учимся, она нас мочит. Больно? Еще? Или, может быть, будем учиться. Чем менее осознанно мы относимся к знакам, которые нам посылает жизнь, чем чаще отворачиваемся от ее потока, тем больше получаем по шапке. Это не значит, что Жизнь нас учит, «лечит» и наказывает. Это мы учимся, «лечимся» и наказываемся о Жизнь.
Тезис восемь. Путь может быть только от тьмы к свету
От нелюбви к любви. Может ли месть быть инструментом такого движения? Может ли убийство быть саморазвитием? Открытый вопрос. Зависит от тех выводов, которые человек будет делать на пути. Будет ли он закрыт и защищать себя и Эго? Или человек услышит сигналы и сможет стать светлее? Сможет ли граф Монте-Кристо стать счастливым человеком?
Тезис девять. Эдмонд внутри нас
Каждый из нас в своей степени беспечен. Каждый хочет сказать: «Я не знал». Каждый хочет сказать: «Я не хотел». Каждый хочет укутаться в теплое одеяло обстоятельств, сославшись на страну, воспитание.
Мне не сказали, как ставить цели.
Я не знал, что так можно.
Мне сказали, что расскажут, и не рассказали.
Я не знал, что это неэкологично.
Я не знал, что это никому не нужно.
Я не знал, что программист меня обманет.
Я не знал, что дизайнер затянет.
Знал. Но тот, кто хочет быть обманутым, чтобы иметь алиби, будет обманут. И кто хочет быть наказанным, будет наказан. Каждый из нас граф Монте-Кристо. У каждого из нас есть свой замок Иф, в котором мы отбываем наказание. У каждого из нас есть свой аббат – дорога к свету.
Тезис десять. Ключ в принятии ответственности на себя через избавление от беспечности незнания
Есть одно лекарство – знание. Учитесь, и у вас не будет возможности сказать: «Я не знал».
И давайте будем помнить...
Тезис одиннадцать. Незнание законов кармы не освобождает от ответственности
А вы читали «Граф Монте-Кристо»? Пишите в комментариях свои мысли по поводу этого романа и фильма.
Ваш Пётр Осипов.